Построение аккомпанемента.

При написании музыки используется два правила: во-первых, любое музыкальное произведение подчиняется определенным закономерностям и, во-вторых, эти закономерности могут нарушаться. Так как составление аккомпанемента – это тоже написание музыки, то оно подчиняется этим двум правилам. Здесь я привожу лишь небольшую часть теории гармонии, которая, однако, позволяет проследить известные гармонические законы.

Например, нам нужно гармонизировать мелодию или написать аккомпанемент для песни, делаем следующее: выбираем тональность, минор или мажор; если мелодия записана в нотах, то тональность известна, если же нот нет или имеем дело с песней, полагаемся на слух. Пытаемся гармонизировать в миноре, не получается переходим в мажор. Выписываем ноты тональности, для частоиспользуемой на гитаре Ля-минор это Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль. Устойчивыми ступенями являются I, IV и V, это значит, что при гармонизации мы, главным образом, используем аккорды образованные от 1-й, 4-й и 5-й нот в этой тональности и параллельной ей (параллельная Ля-минор До-мажор; смотрим таблицу тональностей – параллельные расположены друг под другом). Нужные нам аккорды:

Am  Dm  E7

C     F     G7

Для минора на 1-й и 4-й ступени минорные аккорды, на 5-й – доминантсептаккорд, для мажора на 1-й и 4-й ступени мажорные аккорды, на 5-й тоже доминантсептаккор. При гармонизации, вообще говоря, могут использоваться все известные аккорды, но основными являются эти шесть. Если, скажем, нужная нам тональность Фа-мажор, то основные аккорды будут такими:

F      H  C7

Dm  Gm  A7

Пример: хотим подобрать аккорды для Старинной французской песенки. Она написана в тональности Ми-минор (видно из нот). Ноты тональности Ми-минор по порядку: Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре. Ноты параллельной ей тональности Соль-мажор: Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа. Основные аккорды:

Em  Am  H7

G     C     D7

Впрочем, аккорды уже написаны, их нужно только выделить из нот:

mp3 midi tiff sib

Новый аккорд всегда начинается с сильной доли, то есть тогда же, когда и ударная нота в музыке (в начале такта) или словесное ударение в песне. Также в конце фразы аккомпанемент очень часто сваливается в тонику через доминантсептаккорд, в данном случае в Em через H7.

И в заключении мне бы хотелось сказать следующее: любая техника, даже самая хорошая, имеет обратную сторону – она мешает и ограничивает простор для творчества. Если Вы учитесь играть сами, лучше полагаться на интуицию, чем на книжки. Если занимаетесь с преподавателем, имейте в виду, что очень часто он нацелен не на то, чтобы научить Вас играть, а на то, чтобы учить. Что Вам больше подходит: первое или второе – это дело выбора.

Copyright © 2007-2010 akgitara.ru, по всем вопросам связывайтесь с администратором через форму