Здесь я попытался как можно содержательнее и короче изложить основные принципы игры на акустической гитаре и аккомпанемента. Начну с самого начала.

Строение гитары.

Наведите мышкой на какую-нибудь часть изображения для того, чтобы появилось название.


Строение гитары. Наведите мышкой на рисунок.

  • Верхняя и нижняя деки – параллельные пластины из дерева или ламината, образующие корпус гитары.
  • Гриф – вытянутая деревянная часть, к которой при игре прижимаются струны, на грифе располагаются лады.
  • Розетка – круглое отверстие в верхней деке, из которого „выходит“ звук.
  • Подставка – прикрепленная к деке пластина для крепления струн.
  • Лады – поперечные металлические полоски на грифе, служащие для изменения тона звучащей струны или, как обычно подразумевают, пространства между двумя соседними полосками.
  • Верхний и нижний порóжки – пластинки (обычно пластмассовые), между которыми находится рабочая часть струны, нижний порожек расположен на подставке, верхний – на грифе.
  • Колки – механические зажимы для регулировки натяжения струн.

Посадка гитариста.

В классической школе это принято делать так: садимся на край стула, левую ногу ставим на подставку высотой примерно 15 сантиметров, гитару кладем на нее выемкой. Правая нога отводится в сторону и придерживает инструмент. Головка грифа на уровне плеча, верхняя дека в вертикальной плоскости.

Соблюдать это все в точности вовсе не обязательно, однако, я посоветовал бы Вам класть гитару на левую ногу – просто так легче играть сольные произведения, которые пойдут дальше.

Расположение нот на грифе.

Каждый звук, извлеченный с помощью открытой (не зажатой) струны гитары или зажатой на каком-нибудь ладу – это нота. Существует семь основных нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си (целая октава). Открытые струны настроенной гитары играют: 1-я струна – ноту Ми, 2-я – Си, 3-я – Соль, 4-я – Ре, 5-я – Ля, 6-я опять Ми (струны считаются снизу вверх).


Расположение нот на грифе гитары. Для удобства гитара
перевернута так, что первая струна оказывается сверху.

Как видно из рисунка между нотами Ми и Фа, а также Си и До расстояние в один лад (в нотном ряде этот интервал называется полутоном). Между всеми остальными – два лада (один тон). Для того, чтобы обозначить ноту находящуюся, например, между Фа и Соль пишут так: Фа ( читается Фа диез) или, что то же самое, Соль (Соль бемоль). Таким образом весь нотный ряд с полутонами можно записать:  … – ДоДо(Ре) – РеРе(Ми) – МиФаФа(Соль) – СольСоль(Ля) – ЛяЛя(Си) – СиДо – … Обратите внимание, что ноты повторяются, зная какую-нибудь ноту на струне, можем достроить на ней все остальные.

Настройка гитары.

Для настройки делаем следующее: берем камертон за короткий стержень (здесь говорится о вилочном камертоне), вилкой бьем по плотному предмету, например, столу, подносим к уху и слышим эталонное звучание ноты Ля, в это же время левая рука зажимает первую струну на V ладу (лады обозначаются римскими цифрами и считаются от верхнего порожка) и свободным пальцем играет ее. Подтягиваем или ослабляем струну до тех пор, пока не добиваемся ее звучания в унисон с камертоном (должен отсутствовать диссонанс, а звучания полностью совпадать). Теперь зажимаем 2-ю струну на V ладу и настраиваем ее по 1-ой: 2-я, зажатая на V ладу, должна звучать так же, как открытая 1-я. Далее, аналогично, снизу вверх настраиваем все остальные струны: 3-я струна, зажатая на  IV ладу, звучит в унисон с открытой 2-й; 4-я, зажатая на V ладу, – в унисон с открытой 3-й; 5-я, зажатая на V ладу, – в унисон с открытой 4-й; и 6-я, зажатая опять же на V ладу, – в унисон с открытой 5-й.

Для настройки гитары можно использовать специальные компьютерные программы – тюнеры, например, Tunit v.3.40. Для этого подключаем микрофон к компьютеру, запускаем программу, дергаем струны и на мониторе видим отклонение от эталона (ноты также обозначаются латинскими буквами: Ми – EСиB, СольG, РеD, ЛяA). Хочется сказать, что штука эта довольно вредная и лучше использовать ее только вначале. Научиться настраивать гитару самим просто, но нужно делать это, не будем делать – не научимся.

Для гармоничного звучания не обязательно подводить гитару под камертон, достаточно просто подстроить по произвольно натянутой первой струне все остальные, как описано выше, хотя, я считаю, лучше избегать такой настройки – слух  должен привыкать к эталонному звучанию.

Что касается самих струн, то они бывают металлические и нейлоновые, на последних играть сольные произведения проще и они не режут пальцы, как металлические, для игры на них лучше на правой руке иметь ногти длиной в несколько миллиметров.

Copyright © 2007-2010 akgitara.ru, по всем вопросам