Аккомпанемент.

Аккомпанемент – это музыкальное сопровождение (обычно в аккордах) исполнения песни или мелодии. Ниже будут рассмотрены принципы построения аккомпонемента и образования аккордов.

Тональности.

Любая мелодия написана в определенной тональности. Понятие тональность включает в себя тонику – главную (устойчивою) ноту мелодии и гармонический закон, согласно которому по этой ноте достраиваются еще шесть основных нот. То есть, в мелодии, главным образом, используются не все двенадцать нот (включая полутона), а только семь. Остальные же могут встречаться в ней, как дополнительные. Тональность называется по тонике и гармоническому закону – минору или мажору.

Таблица тональностей
Мажорные тональности с диезами при ключе
Имя тональности До Соль Ре Ля Ми Си Фа До
Число 0 1 2 3 4 5 6 7
Ноты с диезами (слева на право)   Фа До Соль Ре Ля Ми Си
Минорные тональности с диезами при ключе
Имя тональности Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля
  0 1 2 3 4 5 6 7
    Фа До Соль Ре Ля Ми Си
Мажорные тональности с бемолями при ключе
Имя тональности До Фа Си Ми Ля Ре Соль До
Число 0 1 2 3 4 5 6 7
Ноты с бемолями   Си Ми Ля Ре Соль До Фа
Минорные тональности с бемолями при ключе
Имя тональности Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля
  0 1 2 3 4 5 6 7
    Си Ми Ля Ре Соль До Фа

Ноты, составляющие тональность, определяются из таблицы: выписываем подряд семь известных нот, начиная с тоники, и у нужных ставим диезы или бемоли, например, для тональности Си-минор (4-й столбец, 6-ая строка) основными нотами являются Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля; для Соль-мажор (8-й столбец, 10-я строка) Соль, Ля, Си, До(Си), Ре, Ми, Фа.

Мелодия довольно часто начинается с тоники и почти всегда ею заканчивается, тоника подобна точке в конце предложения. Если мелодия уже записана в нотах, то ее тональность легко определить по диезам или бемолям, стоящим при ключе. Последняя пъеса, „Старинная французская песенка“, написана в тональности Ми минор при ключе стоит один диез, относящийся к ноте Фа (смотрим в таблице: либо Соль мажор, либо Ми минор), и завершается она звуковым сочетанием, в котором присутствует тоника Ми.

Образование аккордов.

Раз уж Вы интересуетесь игрой на гитаре, то наверняка сталкивались с понятием аккорда. Гитарные аккорды представляются, как схематичное изображение пальцев в виде кружочков на грифе гитары. Первый же вопрос, который приходит в голову, когда мы его видим: „Почему эти кружочки расставлены так, почему не иначе?“ Дело в том, что аккорд – это сочетание звуков, выбранных по определенному закону. Выбираются они таким образом, чтобы созвучие было гармонично, приятно для слуха. Если же взять звуки абы как и сыграть, то скорее всего будет похоже на скрип телеги. Звуки в аккорде можно играть по очереди, одновременно, боем, арпеджио – как угодно, все равно это будет аккорд.

Теперь о построении. Любой аккорд строится от какой-то ноты, по которой он и называется, в названии ноты традиционно обозначаются латинскими буквами. Аккорд строится по интервалам, то есть берется нота и к ней через определенные интервалы достраиваются другие. Существует несколько видов аккордов, рассмотрим их на примере ноты Ми (обозначается буквой E).

Аккорд E (Ми-мажор), построение:
Интервалы между нотами аккорда: 2т – 1,5т.
(т – один тон, пол тона эквивалентно
расстоянию в один лад на грифе гитары.)
Ноты аккорда: МиСольСи.
E
Em (Ми-минор)
1,5т – 2т
МиСольСи
Em
 
E+ (увеличенное трезвучие)
2т – 2т
МиСольДо
E+
 
E− (уменьшенное трезвучие)
1,5т – 1,5т
МиСольДо
E−
Emaj7 (большой мажорный септаккорд )
2т – 1,5т – 2т
МиСольСи Ре
Emaj7
E7 (доминантсептаккорд)
2т – 1,5т –1,5т
МиСольСи – Ре
E7
Em(maj7) (большой минорный септаккорд)
1,5т – 2т – 2т
МиСольСи – Ре
Em(maj7)
Em7 (малый минорный септаккорд)
1,5т – 2т – 1,5т
МиСольСи – Ре
Em7
Em7b5 (полууменьшенный септаккорд)
1,5т – 1,5т – 2т
МиСоль ЛяРе
Em7b5
Edim (уменьшенный септаккорд)
1,5т – 1,5т – 1,5т
МиСоль ЛяДо
Edim
Esus (малый мажорный септаккорд с повышенной терцией)
2,5т – 1т – 1,5т
МиЛя СиРе
Esus
E6 (мажорный секстаккорд)
2т – 1,5т – 1т
МиСоль СиДо
E6
Em6 (минорный секстаккорд)
1,5т – 2т – 1т
МиСоль Си До
Em6

Один и тот же аккорд на гитаре может быть построен по-разному, единственное условие, чтобы в его построении участвовали только звуки аккорда и никакие другие, или же последние не игрались. Теперь сделаем такую вещь: возьмем аккорд E и сдвинем его вверх по грифу на один лад, используя баррэйную технику, что эквивалентно поднятию на полтона.

E
 
F

Ноты аккорда сместились, но интервалы сохранились и никаких новых нот не прибавилось, таким образом, мы получили в точности мажорный аккорд, построенный от ноты Фа, – аккорд F. Двигаясь дальше по грифу гитары, получим F, G, G и т. д. Ту же самую операцию можно проделать с аккордами Em, A, Am. Аккорды, построенные таким способом, называются типовыми в противоположность уникальным, где предпочтение отдается открытым струнам и отсутствию баррэ.

Copyright © 2007-2010 akgitara.ru, по всем вопросам